Нарушение работы нервной системы и последствия к которым это может привести. Что такое психотропные препараты? важно знать

Что такое нарушение психических функций организма?

Причин психических расстройств

Этиология отвечает на вопрос, почему возникает болезнь, какова ее причина, патогенез — на вопрос, как развивается болезненный процесс, в чем его сущность. Патоморфология изучает морфологические изменения, происходящие в органах, тканях и клетках организма в результате болезни. Причины возникновения психических заболеваний разнообразны. В основном они те же, что и при других соматических болезнях человека.

Перечислить причины возникновения психических болезней, различных вариантов врожденного и приобретенного слабоумия (малоумия, умственной отсталости) сложно, так как ряд заболеваний обусловлен не одним, а совокупностью многих этиологических факторов. Вместе с тем знание причин заболевания необходимо для профилактики, предупреждения развития болезни. При воздействии на организм, особенно детский, болезнетворных факторов, приводящих в последующем к нарушению психических функций, исход зависит, во-первых, от силы патогенного воздействия, во-вторых, от того, на какой стадии онтогенеза действуют эти факторы, и, в третьих, от состояния центральной нервной системы, ее способности мобилизовать защитные свойства организма. Причинный болезнетворный фактор, воздействующий на ранних стадиях онтогенеза, может обусловить не только временные функциональные нарушения, но и извращенное развитие мозга, а также пороки развития других органов и систем.

Причина, вызвавшая психическое заболевание, определяет его важнейшие качественные особенности. Однако действие причины не изолированное, оно определяется условиями, в которых находится организм. Одни условия понижают сопротивляемость организма, его защитные свойства и тем самым усиливают действие причины, другие — мобилизуют защитные свойства организма и ослабляют, нивелируют ее действие. Таким образом, возникновение болезни, ее течение, прогноз и исход зависят от вызвавшей ее причины и совокупности внешних и внутренних условий, в которых она действует. Материалистической философии чужд упрощенный взгляд на соотношение внешних и внутренних факторов, обусловливающих развитие болезни.

Психическое расстройство возникает лишь в результате неблагоприятного взаимоотношения организма с внешней средой. При этом следует учитывать не только состояние нервной системы заболевшего, условия его существования, но и факторы, предшествующие заболеванию и способствующие его возникновению. Такие факторы, как инфекционные заболевания, интоксикации, тяжелые закрытые травмы черепа, психическая травматизация, сопровождаемая перенапряжением основных корковых процессов, могут обусловить развитие психического заболевания и при сильном типе нервной системы и благоприятных условиях внешней среды. В тех случаях, когда организм ослаблен, причиной психического заболевания могут быть и слабо выраженные неблагоприятные факторы внешней среды. Количество психически больных и умственно отсталых лиц в разные периоды и в разных странах неодинаково.

Увеличение их наблюдается при неблагоприятных социальных, санитарно-эпидемиологических условиях, во время эпидемий, голода, войн, при низком культурном и гигиеническом уровнях, недостаточном развитии лечебно-профилактической помощи населению. Уменьшению частоты психических заболеваний способствуют благоприятные условия внешней среды, широкие государственные оздоровительные и профилактические мероприятия. Так, в нашей стране полностью исчезли некоторые психические заболевания, например малярийные психозы, уменьшилось количество лиц с психозами и слабоумием, обусловленными сифилисом, первичными нейроинфекциями, с психогенными заболеваниями и др.

Все разнообразные этиологические факторы психических заболеваний можно разделить на две группы: экзогенные факторы, или факторы внешней среды, и эндогенные — факторы внутренней среды. Подобное деление этиологических факторов на экзогенные и эндогенные является в некоторой степени условным, так как при определенных условиях те или иные экзогенные факторы могут трансформироваться в эндогенные. Между внешними экзогенно-социальными и внутренними эндогенно-биологическими факторами существует тесное взаимодействие. Так, социальный фактор в одном случае может быть непосредственной причиной психического заболевания, в другом — предрасполагающим моментом. Такой, например, биологический фактор, как менингококк, вызывающий эпидемический цереброспинальный менингит с последующим возможным исходом в слабоумие, развитием эпилепсии, поражением слуховых, зрительных, глазодвигательных нервов и другой патологией, является в то же время и социальным фактором, так как заболевание развивается лишь в неблагоприятных гигиенических условиях, при скученности населения. Каждую болезнь следует рассматривать как социальное явление.

Борьба с психическими заболеваниями включает проведение не только лечебных, но и социально-профилактических, психолого-педагогических мероприятий. При изучении состояния здоровья населения медицинская наука учитывает не только биологические, но и социальные и микросоциальные факторы. В нашей стране здоровье трудящихся обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий. Таким образом, развитие психических заболеваний обусловлено сочетанным действием множества факторов. К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания, механические травмы мозга, интоксикации, неблагоприятные гигиенические условия, психические травмы, сложная жизненная ситуация, истощение и др. Признавая, что болезнь в большинстве случаев развивается в результате вредных воздействий экзогенных факторов, следует в то же время учитывать реактивность, сопротивляемость и приспособительную реакцию организма Причем человек не только сам приспосабливается к условиям внешней среды, но и изменяет и приспосабливает среду в соответствии со своими потребностями. Инфекции занимают одно из первых мест в этиологии психических расстройств у детей, особенно слабоумия.

Дети и подростки, страдающие психозами, умственной отсталостью различной степени, а также аномалиями речи, зрения, слуха, нарушениями эмоционально-волевой сферы и нуждающиеся в лечении в специальных психоневрологических учреждениях или в обучении в специальных вспомогательных школах, в большинстве случаев перенесли различные инфекционные заболевания. Среди них следует выделить нейроинфекции, при которых первично поражается центральная нервная система (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты), а также детские (корь, коклюш, ветряная оспа, хорея, дифтерия) и общие инфекционные заболевания (грипп, туберкулез, сифилис, бруцеллез, токсоплазмоз и др.), которые при снижении защитных свойств организма могут привести к вторичному поражению головного мозга и возникновению временных функциональных психических расстройств или стойких и необратимых деструктивных изменений. Взаимодействие между инфекционным фактором, его токсинами и организмом определяется, во-первых, состоянием центральной нервной системы в период действия вредного фактора, общей и иммунологической реактивностью детского организма, функцией эндокринной системы и, во-вторых, патогенностью возбудителя инфекционного заболевания. Эти факторы обусловливают различные варианты временных или стойких психических расстройств.

Даже легко протекающие инфекции в первой половине беременности, т. е. совпадающие с периодом бластогенеза и органогенеза, могут быть причиной возникновения у ребенка тяжелого врожденного порока развития не только головного мозга, но и других систем организма. Поэтому при определении роли инфекционного фактора в возникновении интеллектуального дефекта необходимо учитывать, на какой именно стадии онтогенеза он действовал. В зависимости от этого патогенные инфекционные факторы делятся на две группы: факторы, действующие на зародыш и плод на разных стадиях внутриутробного развития, и факторы, которые воздействуют в период новорожденности, дошкольном и школьном периоде. Течение инфекционных заболеваний может быть острым и хроническим. У детей чаще, чем у взрослых, могут формироваться деструктивные изменения в центральной нервной системе с психическими нарушениями, а в ряде случаев — с последующим развитием слабоумия различной степени, нарушениями речи, зрения, слуха, парезами, параличами и другой патологией.

Интоксикации организма различными токсическими веществами также могут вызывать психические расстройства. Токсическими (ядовитыми) веществами называются те, которые при воздействии на организм способны вызывать резкое нарушение функций организма и различные психические расстройства. К ним относятся промышленные, бытовые вещества, лекарственные средства (в больших дозах и концентрациях). Токсические вещества проникают в организм различными путями, главным образом через пищеварительные и дыхательные пути, и приводят как к временным, эпизодическим, функциональным психическим расстройствам, так и к необратимым дефектам интеллекта. Кроме того, изменяя генеративные свойства клеток и обменные процессы у родителей, эти вещества опосредованно могут поражать потомство. Возможно и непосредственное поражение детей этими факторами.

Наиболее распространенной интоксикацией является алкогольная. Причем если злоупотребление спиртными напитками взрослыми ведет к их интеллектуальному оскуднению, психозу и нередко является причиной антиобщественного поведения, то алкогольная интоксикация у плода или ребенка во много раз пагубнее и опаснее, так как она приводит к нарушению нормального развития организма, появлению психических расстройств. Травмы (физические, механические) головного мозга, особенно закрытые,— важный этиологический фактор возникновения острых и хронических психических расстройств. В зависимости от обширности травмы психические расстройства могут быть временными или стойкими, необратимыми. Травма черепа может спровоцировать какое-либо другое заболевание. Вследствие механической травмы головного мозга (внутриутробной, родовой, послеродовой) могут развиваться различные дефекты интеллекта — от незначительных до весьма глубоких, при которых речь идет не об обучении, а о призрении их специальными учреждениями здравоохранения и специального обеспечения. По статистическим данным, травмы черепа составляют примерно 34 % всех механических травм.

Травматизация головного мозга может произойти внутриутробно (ушибы, падения, подъем больших тяжестей, непосильный физический труд, небольшое количество околоплодных вод, длинная пуповина), во время родов (продолжительные или стремительные роды, акушерско-хирургическое вмешательство), в грудном, раннем детском, дошкольном и школьном возрасте (игровая, бытовая, уличная, транспортная и др.). Родовая травма обусловливает внутричерепные кровоизлияния, асфиксию и связанное с ней кислородное голодание головного мозга с последующими изменениями в ткани мозга. Психические расстройства, вызванные травматическим повреждением головного мозга, могут возникать либо сразу же после травмы, либо, что бывает чаще, спустя некоторое время после нее. Острый травматический психоз может не оставлять каких-либо последствий, но нередко по прошествии острого периода формируются посттравматические, органические изменения, вплоть до травматического слабоумия. Неблагоприятные гигиенические условия среды снижают сопротивляемость организма, поэтому могут приводить к соматической и психической неполноценности потомства.

Истощение у родителей, неполноценное питание беременной или новорожденного, брак в слишком молодом или пожилом возрасте, охлаждение новорожденного, недоношенность плода, тяжелый физический труд во время беременности, профессиональные отравления, токсикозы беременности и другие неблагоприятные гигиенические условия могут быть причиной аномалий психики у детей. Психогенные факторы, т. е. тягостные, неприятные, волнующие события и ситуации, травмирующие психику, не являются причиной умственной отсталости, но могут приводить к развитию психогенных заболеваний — реактивных психозов и неврозов. Поэтому психическая травма в виде страха, запугивания, гнева, чувства обиды и оскорбления, потери близких, краха надежд и других многочисленных отрицательных эмоций, неприятных и волнующих происшествий, связанных с условиями жизни, также относится к неблагоприятным гигиеническим условиям среды и может рассматриваться как этиологический фактор психических расстройств.

Психике человека присуща значительная устойчивость, сформировавшаяся в результате длительного исторического и биологического развития. Однако при воздействии чрезмерно сильных психогенных факторов может произойти срыв основных корковых процессов с развитием различных психогенных заболеваний. Существует мнение, что всякое психическое заболевание обусловлено психической травматизацией, что не соответствует действительности. Разумеется, у лиц со слабым типом психической деятельности, неуравновешенных, внушаемых, суеверных психическая травма может быть непосредственной причиной психического расстройства, в других случаях она является предрасполагающим, провоцирующим моментом.

Эмоциональная сфера у детей и подростков особенно реактивна, поэтому на них психическая травма действует сильнее, чем на взрослых. Но при этом надо учитывать и меньшую глубину переживаний, быструю смену настроения у детей, в силу чего психогенные реакции у них более кратковременные. К эндогенным факторам, обусловливающим развитие того или иного психического расстройства, относятся некоторые заболевания внутренних органов (соматические), аутоинтоксикации, типологические особенности психической деятельности, нарушения обмена веществ, функции эндокринных желез, патологическая наследственность и наследственная предрасположенность или отягощенность.

Одни авторы относят эти факторы к экзогенным, другие — к промежуточным. По-видимому, их все же следует относить к эндогенным факторам, ибо по отношению к организму в целом они являются внутренними факторами. В раннем детстве регуляцию функций организма в значительной мере обеспечивает эндокринная система. Поэтому при нарушении ее функции, а также при нарушениях обмена веществ с последующей аутоинтоксикацией организма и блокированием метаболических, окислительных процессов в головном мозге могут возникать психические расстройства. Нарушение функции органов пищеварения может сопровождаться явлением самоотравления, т. е. аутоинтоксикацией, с последующим развитием хронического кислородного голодания и анатомическими изменениями клеток коры большого мозга, что обусловливает возникновение того или иного интеллектуального дефекта.

Таким образом, перечисленные выше эндогенные факторы создают патофизиологическую основу для развития у ребенка различных психических расстройств. Способствуют этому также и гормональные нарушения во время беременности. В свою очередь, психическое заболевание может привести к развитию соматического заболевания или возникает одновременно с ним. Наследственные патогенные факторы, обусловливающие психические расстройства, связаны с передачей патологических признаков от родителей их потомству.

Главную роль в происхождении психических нарушений играют экзогенные факторы, однако определенное значение имеют патологическая наследственность и наследственная предрасположенность. Раньше среди психиатров, особенно зарубежных стран, господствовало мнение о том, что патологическая наследственность является основной причиной психических заболеваний. Даже в тех случаях, когда заболевания имели явно экзогенную природу, причину их искали все же в патологической наследственности.

Помимо способности организма передавать потомству по наследству свои признаки следует различать врожденную патологию, т. е. патологические изменения, возникающие во время внутриутробного развития, и изменчивость биологических свойств организма, приобретаемых в течение жизни. Каждый организм, в том числе и неполноценный, унаследует определенное количество признаков своих родителей, но не все врожденные признаки являются унаследованными. Внешняя среда начинает воздействовать на плод на самом раннем этапе внутриутробного развития. Перенесенные беременной женщиной инфекции, интоксикации, механические и психические травмы небезразличны для плода.

При появлении на свет ребенок сразу же становится зависимым от условий окружающей среды, питания, климата, воспитания, а позже — от социальных условий, обучения и воспитания, профориентации, взаимоотношений с коллективом и т. д. Все эти факторы совершенно меняют унаследованные и врожденные особенности организма, приводя порой к изменению типа психической деятельности. В ряде случаев нужно говорить не о наследственной патологии, а о наследственной предрасположенности, т. е. об особой восприимчивости, чувствительности организма к внешней вредности, пониженной сопротивляемости организма. К унаследованным признакам относятся только генетически обусловленные.

Если черты темперамента и характера у школьника сходны с чертами его родителей, то это еще не значит, что они унаследованы, так как могут возникать вследствие обучения и воспитания. Наличие психического заболевания у нескольких членов семьи тоже еще не указывает на их наследственную природу. В таких случаях речь может идти о врожденном или приобретенном заболевании. Как бы ни были разнообразны признаки, передающиеся по наследству, без многогранного воздействия внешней среды на человека его развитие оказалось бы невозможным. Оно осуществляется путем усвоения опыта, выработанного предшествующими поколениями. И хотя ребенок рождается на свет довольно беспомощным, его индивидуальное развитие неограниченно. Познание закономерностей наследственной передачи признаков не исключает изучение развития человека как социального существа. Нельзя игнорировать социальные, психолого-педагогические факторы, среду и воспитание, условия жизни. В тех случаях, когда человеческий организм находится в чрезвычайно неблагоприятных условиях существования, подвергается воздействию токсических веществ — алкоголя, бытовых и промышленных токсических веществ, продуктов химического синтеза, а также вирусных, бактериальных, паразитарных и других патогенных факторов, в клетках и тканях организма человека происходят морфологические и биохимические изменения.

В результате этого они могут приобретать новые свойства, передающиеся потомству. Таким образом, передача потомству наследственной патологии является следствием нарушений генеративных свойств клеток и обменных процессов под влиянием неблагоприятных условий окружающей среды. Улучшение их способствует предупреждению наследственной патологии. Не отрицая роли патологической наследственности в происхождении психических заболеваний все же нельзя считать ее единственной причиной их возникновения.

Возникновение ряда психических заболеваний обусловливается нарушением силы, подвижности и уравновешенности основных корковых процессов, различной выраженностью запредельного торможения, гипнотическими фазами, образованием в коре большого мозга функционально изолированных «больных пунктов», диссоциацией функции различных отделов головного мозга, сигнальных систем и др. Некоторые психические заболевания, особенно различные варианты олигофрении и деменции, характеризуются наличием выраженных патоморфологических изменений в ткани головного мозга. К ним относятся рубцовые изменения, глиоз, помутнение оболочек мозга, деструкция коры большого мозга, нарушение ее строения, утрата слоистости, хаотическое расположение аксонов, дендритов, ассоциативных волокон и другие морфологические изменения.

Эти изменения обусловливают диффузную неврологическую микросимптоматику, изменение сухожильных рефлексов и появление патологических рефлексов, нарушение функции ряда черепных нервов, некоординированность движений, маловыразительную мимику, вплоть до амимии, маскообразность лица, нарушения речи. С помощью специальных методов исследования выявляют нарушение циркуляции спинно-мозговой жидкости, изменение ее химического состава, расширение желудочков мозга, подпаутинных пространств, отсутствие или нарушение биоэлектрической активности мозга (дизритмия, нарушение альфа-ритма, наличие дельта-волн, неправильный характер волн), усиление сосудистого рисунка.


Похожие товары

Изображение
Причины возникновения заболевани й верхних дыхательных путей. Применение комфортаба при танзилитах и фарингитах
Что представляет собой заболевание тонзилит?
 
Отзывы :0шт.
Как купить б/у авто и не ошибиться
Многие водители не только новички, но и опытные считают б/у автомобиль напрасной тратой денег. Но, не смотря на это, подержанные автомобили по-прежнему остаются для многих людей единственным шансом стать счастливым обладателем личного автотранспорта. Боятся приобретать б/у автомобиль не стоит, главное знать, как правильно выбрать и не ошибиться. Если у Вас первая машина, задайте себе вопрос,...
Отзывы :0шт.
Саморезы для профнастила
В последнее время профнастил стал пользоваться повышенным спросом, достигнув пика популярности. Область его применения очень широка. Сегодня это не только кровельный материал, но и фасадный, и даже межэтажное перекрытие благодаря своей прочности. По сути, и профнастил и металлочерепица это одно и то же. Вся разница между ними только в рисунке. Металлочерепица имитирует керамическую натуральную...
Отзывы :0шт.
Современные алкогольные напитки часто подделываю, что ведет к серьезному отравлению.
Опасность отравления алкогольными напитками
 
Прием продуктов брожения с давних времен считался человечеством чуть ли не единственным развлечением в праздничные дни. Однако иногда подобные напитки в большой дозировке могут вызвать отравление. Когда возникает отравление алкоголем что делать необходимо решить сразу.
Если концентрация алкоголя уже превысила безопасную норму, и человек уже...
Отзывы :0шт.
Стоматологическая клиника в Москве предлагает услуги Отзывы :0шт.